среда, 25 сентября 2013 г.

Заметки на полях

        Имена Фаризы Онгарсыновой и Марины Цветаевой многие литературные критики ставят рядом. Действительно, существует какой-то нерв, схоже пульсирующий в почерке этих двух авторов. Они обрушивают на читателя целый каскад неожиданных, оригинальных образов, а вместе с ними и всю свою безудержную страсть, наивно-женственное ожидание счастья и максималистскую бескомпромиссность в выборе судьбы.
     Роднит их и некая «народность». Но если у Цветаевой - виртуозное искусство использования фольклорных мотивов, то лирика Онгарсыновой буквально «выросла» из народных сказаний и старинных казахских песен, потому и вдохновляет многие годы талантливых музыкантов и исполнителей.
             Есть, на мой взгляд, много поэтических соприкосновений у неё и с другой выдающейся поэтессой века Вероникой Тушновой. Давайте, не вдаваясь в дебри литературоведческого анализа, просто соединим две строфы из разных стихотворений Онгарсыновой и Тушновой:

«Какое счастье
Не смыкая глаз,
На чудо невозможное надеясь,
И день и ночь в печали холодея,
Всё ждать и ждать,
Что ты войдёшь сейчас».

и

«За это можно всё отдать,
И до того я в это верю,
Что трудно мне тебя не ждать
Весь день, не отходя от двери,
За это можно всё отдать».

           Наверное, существует немало подобных «перекличек» и с другими авторами. Это вполне объяснимо, ведь вся «женская» поэзия от века замешана на любви, и только женщина обладает удивительным даром «лишь взглядом в тайное проникнуть».



Наталья Полякова