среда, 18 сентября 2013 г.

«Свободы яростная страсть»


Так смысл вещей реальных с вымыслом схлестнулся,
Клинок души моей коснулся, остался в сердце след речей.
/ Ф. Онгарсынова./
«Главное в лирике Ф. Онгарсыновой – «свободы яростная страсть», - отмечает Н. Джуанышбеков в своем очерке, посвященном жизни и творчеству Поэта. – Идеалом и образцом для подражания для нее является казахский национальный герой, вождь крестьянского восстания прошлого столетия, поэт-воин Махамбет. Фариза наследует его прямоту и гордость, кристальную честность и несгибаемую твердость. Вечное беспокойство, негасимый жар сердца, жажда высоты и боя, поединка за справедливость – вот приметы творческого облика поэта XIX века, трагически погибшего в борьбе за свободу, и современной женщины-казашки, его прямого потомка не только по роду-племени, но и по оружию – стиху, такому же остро отточенному, как и клинок Махамбета. Удивительно, как в этой женщине, нежной и хрупкой на вид, проявляется неистовый темперамент, мужественная непреклонность поэта-воина.
Завет Махамбета «Народу непременно полдневный жар души отдай!» она воспринимает как непреложную истину. Мысли о назначении поэта, о его исторической миссии сконцентрированы в поэме «Алмазный клинок. Три встречи с Махамбетом». Жанр поэтического диалога, беседы, «разговора» с выдающимся мыслителем прошлого известен – у В. Маяковского, С.Есенина, Э.Багрицкого, М. Цветаевой, А. Вознесенского… Но в поэме Онгарсыновой мы встречаемся с особым творческим решением. «Властное вторжение классики в духовный мир современного поэта - тяжкая ноша, которая предъявляет ему самые высокие требования – готовность к творческому подвигу, дерзость соперничества с великим Махамбетом, стремление во весь голос раскрыть читателю сокровенное своей души, делают «Алмазный клинок» значительным явлением современной лирики», - пишет С. Н. Бородулина.
Я – голос твой, и я отныне
Петь буду твой мятежный век.

Главное оружие поэта – слово. Прямота по-прежнему в чести. Но на нее способен лишь истинный трибун, и выбор его тяжел, особенно если это женщина:
Меня порочить?! Вот предназначенье!
За то, что женщина? Ну, я не так слаба!
Я мыслей не краду поэтов прежних
И славой однодневной не горжусь,
Дождусь других акынов, мудрых, нежных,
И вашей злобы с радостью лишусь, -
пишет Ф. Онгарсынова в своем «Монологе Жантолы».
Горенье – свойство творческой натуры поэтессы, ее программная установка. По мнению Фаризы, поэт менее, чем кто либо другой, имеет право на покой. Она чувствует это каждым своим нервом и говорит с присущей ей страстностью:
Любоваться закатами или плакать над судьбою – не время!
Век орет о другом, возлагая вину на тебя,
Равнодушный, глухой современник!

Эту же мысль подтверждают строки из стихотворения «Пожизненный пламень»:
А время, обвиняй – не обвиняй,
С тобою в поддавки играть не станет.
Кто вровень с ним – вовеки не устанет,
Ну, а сгорел в застое – не пеняй на время –
На аркане не потянет…
Художник, не сумевший стать честным, не может называться поэтом. А честность и мужество всегда стоят рядом. Мужественность поэтической натуры Онгарсыновой заключается в том, что она никогда не сделала ни малейшего шага в сторону конъюктуры. Это нелегкий крест. Но это кредо истинного художника она несет на протяжении всего творчества и не мыслит свою жизнь без поэзии:

Смысл жизни, когда на странице
И в тяжеловесных словах
Есть след босоногой юницы,
Травы не примявшей, как в снах.

Поэзия Фаризы афористична: «Бессмертие смертных – подвиг жить». Ее творчество востребовано не только в области литературы. Большинство стихов Фаризы положено на музыку и вот уже полвека звучат с отечественной эстрады. Песни на ее стихи писали композиторы Табылды Досымов и Болат Кохаманов.
«Я написал на ее стихи 4 песни, – вспоминает Болат Кохаманов. - Первую песню «
Айша биби» исполнила Акмарал Машимова. Акмарал, кстати, сама подобрала стихи на готовую мелодию. Фаризе-апай это произведение очень понравилось, и она немного изменила текст. Потом уже сама стала предлагать мне написать музыку на ее стихи. Так появились песни «Жайықтын толқыңдары» и «Жүрегин жүрегімде». А песня «Омір сенім» была признана лучшей на республиканском конкурсе «Жас канат» в 2004 году. Фариза апай – великий человек. На ее стихи очень легко писать музыку. Буквально на одном дыхании рождается песня. Поэтому могу сказать, что ее стихи действительно народные».
Немногим поэтам удается совместить такие начала, как открытая гражданственность и пронзительная лиричность, трагичность неразделенной любви и мудрые строки о ремесле поэта. Стихи Фаризы Онгарсыновой хочется читать вслух, перечитывать, возвращаться. А это свойство настоящей поэзии.